Почему скрипят ТОРМОЗА?
Неприятное явление, но случается часто
Наверное, каждому водителю знакомо дискомфортное состояние, которое приходилось испытать при возникновении скрипа тормозов, особенно при интенсивном движении в плотном потоке транспортных средств, в пробках, когда тормозить приходится каждую минуту. Попробуем более подробно разобрать причину, почему скрипят тормоза при торможении, тем более, если автомобиль прошел техническое обслуживание и после автосервиса мастер заверил Вас, что он в полном порядке, т.е. технически исправен.
Скрип тормозных колодок. Почему свистит и откуда?
Что делать, если возник неприятный звук, даже если он еле слышен, и не особенно привлекает Ваше внимание? Получив первый сигнал, необходимо понять, откуда появляется скрежет, и что он из себя представляет. Принцип действия тормоза – водитель нажал на педаль, давление в тормозной системе изменилось, колодки зажимают тормозной диск с двух сторон, и останавливают его вращение. С момента зажатия и до остановки диска колодки производят вибрацию с частотой, которая иногда совпадает по частоте с воспринимаемой человеческим ухом, и скрип или свист, слышимый нами, еще и увеличивается в громкости, ведь колесная арка действует как усилитель звука, за счет своей конструкции. Свист тормозов присутствует всегда, но не всегда его частота воспринимается человеческими органами слуха, поэтому мы его не слышим.
Основные причины и как от них избавиться
Несовместимость материалов.
Тормозящая часть колодок, она же фрикционная, сделана из различных материалов, некое оптимальное сочетание эффекта тормозящих свойств и долговечности в применении, у каждого производителя своя и считается тайной, ведь конкуренция на рынке существенная. Чем выше жесткость материала, тем эффективнее тормозящие свойства, существенный плюс для колодок. Вместе с таким отличным показателем присутствует вероятность возникновения вибрирующего эффекта жесткой плоскости, и как следствие, возникновение свиста или скрипа. На более мягких материалах возникает противоположная ситуация. Вероятность появления свиста и скрипа гораздо меньше, соответственно более быстрый износ.
Как вариант можно рассмотреть следующий пример. После замены тормозных колодок свистят тормоза. Две вероятные причины, которые могут создать такую ситуацию.
1) Материал, из которого выполнена фрикционная часть колодок, несовместим с материалом, из которого выполнен тормозной диск. Рекомендуется подобрать колодки другого производителя.
2) Тормозящая поверхность колодки покрыта защитным слоем, и сразу издает свист после их установки. Рекомендуется колодки объездить в течение двух-трех дней, и свист пропадет.
Конструктивные особенности тормозных колодок, при которых возможен скрип.
Металлические пластины, устанавливаемые между поршнем и колодкой для закрепления ее в тормозном механизме, устранения зазоров, в целях уменьшения вибраций, следовательно, возникновения скрипов и свиста. Этими противоскрипными пластинами укомплектованы комплекты колодок многих известных производителей. Если таковые отсутствуют, можно приобрести и установить их отдельно.
Конструкция тормозной колодки, предлагаемой автомобилистам, может быть выполнена с фрикционной частью в виде одного, двух или трех сегментов. Это напрямую оказывает влияние на возникновение вибрации – меньшая площадь ведет за собой увеличение частоты, соответственно, уменьшение свиста, а часто его полное отсутствие.
Тормозной диск.
Неравномерный износ и искривление тормозного диска – одна из причин, почему дисковые тормоза скрипят. Происхождение самое банальное, возникнуть может при въезде в лужу с разогретыми тормозными дисками при интенсивном торможении, так называемый гидроудар, или при перегреве диска. Хочется отметить, что любые тормозные колодки будут издавать скрежет и посторонний шум на искривленном диске, и избавиться можно только с помощью замены старого диска на новый, т.к. проточка диска не всегда дает положительный результат.
Прочие неисправности.
К ним можно отнести все неисправности, возникающие в процессе эксплуатации автомобиля, такие как износ подшипника ступицы или частей тормозного механизма, пришедшие в негодности старые тормозные колодки. В таких случаях может появиться не только свист, на и металлический скрежет диска об колодку, на которой отсутствует фрикционное покрытие, как говорится «колодки истерлись до металла», дребезжание или грохот при движении, в случае износа тормозного механизма.
Атмосферное воздействие.
Сильный мороз, повышенная влажность, слякоть, езда по грунтовым дорогам тоже могут служить причиной появления свиста тормозов. В таких случаях он пропадает при сухой погоде, а в случае попадания инородных предметов на трущиеся поверхности, достаточно их извлечь или промыть тормозной механизм.
На что уделять большее внимание?
На старых автомобилях были установлены передние тормоза, оснащенные дисковой системой, и задние, на которых была установлены тормозные барабаны. Исходя из особенностей эксплуатации, передние колодки приходилось менять чаще, чем задние, да и в наше время это происходит также. Само устройство тормозной системы автомобиля предусматривает после нажатия на педаль тормоза следующий порядок работы. Первыми включаются передние тормоза, что обязывает передние колодки испытывать максимальную нагрузку, соответственно подвергаться более интенсивному износу. После включаются в работу задние колодки, но давление они испытывают в разы меньше против передних. При экстренных, резких торможениях оба контура системы работают одновременно, но, в основном, передние колодки испытывают максимум нагрузок и чаще нуждаются в замене. Что интересно, именно из-за таких нагрузок очень часто возникает проблема, описанная ранее, перегрев и искривление передних тормозных дисков, да и выход ступичных подшипников из строя напрямую зависит от этого.
Решить проблему достаточно просто.
Какой вывод следует сделать, чтобы правильно оценить ситуацию и спокойно разобраться? Избавиться от скрипа тормозов совершенно не сложно, главное — определить для себя, какова причина его возникновения, вспомнить, как давно делали замену тормозных колодок, при необходимости их заменить, обратив внимание при этом на состояние тормозных дисков и механизмов, и наслаждаться ездой без посторонних скрипов и свистов.
Источник: http://365cars.ru/remont/kak-izbavitsja-ot-skripa-tormozov.html © 365CARS.RU